Звуковая культура речи «Дифференциация звуков з-ж»

Цель. Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж.

Задачи.

      1. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и Ж.

      2. Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.

3. Воспитывать дружелюбие, любовь к животным.

 

Ход НОД.

1.Мотивационно-побудительный этап.

  • Фонетическая разминка.

Зелёная жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.
(Проговорить 3-4 раза, хором и индивидуально).

 

  • Тренировочное упражнение на различение звуков /З/ -  /Ж/.

    - Ребята, сейчас я буду произносить то звук /Ж/ , то звук /З/,  а вы будете выполнять соответствующие движения:

      - на /З/ – хлопаем один раз в ладоши – ловим комара;

      - на звук /Ж / - нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук).

      (Протяжно произношу звуки, дети выполняют задание).

 

2.Организационно-поисковый этап.

 

  • Игра «Поймай звук в слове»

 

      А теперь я буду называть слова, в которых есть звуки  /З/ или /Ж/, слушайте внимательно и называйте, какой звук - /З/ или  /Ж/ - слышится в слове. (Отвечая, ребенок должен также указать, где слышится звук - в начале или середине слова.)

      Жадина, зонт, жёлтый, зима, земля, чиж, гроза, лыжник, злюка, обжора, змея, стужа, уж и т. д.

 

  • Игра "Хлопни или топни". (Проводится на ковре).

      Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук З, топните ногой, если услышите звук Ж:

      Жираф, зверек, зима, пирожок, зонт, книга, желтый, звезда, чижик, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили лишние слова).

      - А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют):

      Журнал, заяц, зимовье, животное, кружка, Жанна, знак, ваза, флажок и т. д.

      - Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют):

      Ложказубы, жук, озорник, ужалить, пружина, Зина, зубр, сажа и т. д.

 

  • Чистоговорки:

      ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.

ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.

 

      ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.
ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.

      Дети произносят чистоговорки  тихо, громко, шепотом.

 

  • Физкультминутка
     

Ежик топал по тропинке 
И грибочки нес на спинке 
(ходьба на месте).
Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша
(ладошками шуршим).
А навстречу скачет зайка, 
Длинноухий попрыгай-ка.
В огороде чем-то, ловко
Раздобыл косой морковку
(прыжки на месте).

 

      Игра "Доскажи словечко"

 

      Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

      Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

      Живо угадай-ка, кто же это?...   (Зайка.)

 

      Я сижу едва не плача,

      Очень трудная...   (задача).

 

      Двор в снегу, белы дома,

      Ночью к нам пришла...   (зима).

 

      Просыпаюсь утром рано

      Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю ….(зарядку)!

 

В речке проживает щука

А зовут ее все (злюка).

 

Светит солнце, светит ярко,

Всем нам стало очень (жарко).

 

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз).

 

Добродушен, деловит, 
Весь иголками покрыт. 
Слышишь топот шустрых ножек? 
Это наш приятель…(ёжик).

 

  • Игровое задание

- Ребята, есть такие хитрые слова, в которых не один звук /Ж/, а целых два, не один звук /З/, а два звука. Давайте поиграем: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж , хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза: со звуком /Ж/ - жук, жужелица, жемчуг, жемчужина, жир, жажда ».

со звуком /З/ - звезда, земля, зигзаг, зубило, зазубрина, зоб, заказ, заноза, роза.

- Ребята, все ли слова знакомы вам или есть незнакомые и непонятные слова?

- Какое слово понравилось произносить?

  • Чтение стихотворения Н. Венгрова «Застукалка»:

У чижа, у чиженьки

Хохолочек рыженький.

Чиж!

Чиж!

Чиж!

Чиж!

- Видел ли кто-нибудь чижа?

- Как вы думаете, почему эту птичку ласково называют чиженька? («Это веселая пичужка, если ей хорошо в неволе, она щебечет».)

- Определите, сколько слов со звуком /ж/ встречается в этом стихотворении. (Семь слов.)

  • Определение звука в слове.

На столах у детей - решетки с крупными ячейками, для слогов (см. Приложение). Дети делят слова на слоги и определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.

Слова для звукового анализа: журнал, лыжник, виражи, чиж, чижик, уж; зима, мороз, козлик, арбуз, дизель, замок.